Как воспитывать детей с расторможенным, неуправляемым поведением

Ребенок невнимателен, излишне возбудим, раздражителен, не может контролировать свое поведение. «Без тормозов», «реактивный двигатель» — такими эпитетами родители часто «награждают» своего ребенка.
Даже специалистам подчас трудно разграничить патологически гиперактивных детей от детей с нормальной, свойственной многим малышам высокой двигательной активностью.
Критерии патологической гиперактивности:
1. Беспокойные движения
2. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы
3. Неумение сидеть на месте, когда это требуется
4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди (в играх, в занятиях)
5. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр
6. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому
7. Неумение играть тихо, спокойно
8. Впечатление, что ребенок не слышит обращенных к нему слов
9. Постоянные разговоры с кем-либо
10. Навязчивость, приставание к другим
11. Совершение опасных действий без мыслей о последствиях
12. Частая потеря вещей, игрушек
Наличие у ребенка по крайне мере семи из перечисленных выше признаков — основание для обращения к специалисту.
К сожалению, родители иногда полагают, что поступление в школу и появление новых обязанностей положительно скажется на ребенке и он изменится. Однако их ожидания не оправдываются. Чем раньше такого ребенка отдают в школу и чем выше требования, предъявляемые учителями, тем серьезнее проблемы в обучении и поведении.
Такой ребенок не может спокойно сидеть на уроке, постоянно отвлекается, не слушает учителя, не может сконцентрировать внимание на предмете, его поведение идет вразрез со школьными нормами. Все это приводит к отставанию в учебе.
Никакие другие случаи нарушения поведения не вызывают такого количества нарицаний и жалоб со стороны родителей, воспитателей и учителей, как вышеперечисленные.
Расторможенный, неуправляемый ребенок может поставить в тупик взрослых, которые, как правило, его наказывают, ругают, упрекают, стыдят и одергивают. Ребенок и сам себе не рад, да ничего не может с этим поделать, не может без помощи родителей изменить свое поведение.
Как воспитывать ребенка с расторможенным, неуправляемым поведением
Советы родителям
• Проконсультируйтесь у специалистов.
• Воспитывая активного, подвижного ребенка, избегайте крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и установления перед ребенком повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, — с другой.
• Старайтесь обращаться с ребенком спокойно и сдержанно, сведите к минимуму запреты и слова «нет», «нельзя». Исключите из своей речи негативизмы типа «не вертись, я с тобой разговариваю», «ты что, глухой, сколько можно говорить!».
• Придерживайтесь «позитивной модели» воспитания. Избегайте излишней пунктуальности, жестокости наказаний. Всегда хвалите ребенка, когда он этого заслуживает.
• Занимаясь с ребенком, давайте ему только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
• При объяснении какого-то задания используйте зрительную стимуляцию (рисунки, картинки и др.)
• Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания.
• Придерживайтесь четкого распорядка дня и терпеливо требуйте его соблюдения, особенно режима сна.
• Ограничивайте пребывание ребенка в больших компаниях.
• Не провоцируйте ребенка на шумные игры с участием других детей (идеальный вариант, когда ваш ребенок играет еще с одним, но не более).
• Создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в его присутствии, не говорите на повышенных тонах.
• Каждый день ставьте перед ребенком определенную и совершенно конкретную цель, которую он должен достичь. Обязательно похвалите его за это или тем или иным образом поощрите.
• Приучите ребенка к занятиям физкультурой, спортом, прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм.
• Помогите найти ему какое-то увлечение, хобби. Однако перегружать ребенка занятиями в разных кружках не следует, в частности в таких, когда есть значительная нагрузка на память и внимание. Это особенно относится к тем случаям, когда ребенок не испытывает особой радости от этих занятий.
• Спокойная атмосфера дома, режим дня, любовь и доверие между членами семьи, также помогут вашему ребенку стать более спокойным, внимательным, уравновешенным.

Дата: 27-05-2020