Самооценка дошкольника
Дошкольник видит себя глазами воспитывающих его близких взрослых. Если оценки и ожидания взрослых не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе оказываются искаженными. Развитие самосознания дошкольника зависит от особенностей семейного воспитания.
Дети с адекватной хорошей самооценкой воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью к ребенку. Этих детей часто хвалят, поощряют, но не подарками. Родители не прибегают к унизительным наказаниям, а наказывают в основном отказом от общения.
Дети с заниженной самооценкой растут в семьях, где с ними не занимаются, но требуют послушания; предъявляют завышенные требования, низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
Дети с завышенной самооценкой воспитываются в семьях, где им не предъявляют практически никаких требований, часто хвалят, редко наказывают, «задаривают» подарками.