Сенсорные игры с детьми раннего возраста
Внимание, родители! Наши дети испытывают сильный сенсорный голод!
Действительно, в современных условиях они лишены походов босиком по траве, игр с песком и камнями, и мало кто собирает шишки в лесу и прочие природные материалы.
Рутинные ежедневные капризы могут быть признаком сенсорного голода. Ребёнок может закрывать уши в шумном месте, постоянно ёрзает, может себя кусать и бить, с трудом засыпает и прочее.
По данным многочисленных исследований, каждый 7 – ой ребенок не капризничает, а имеет нарушения сенсорной интеграции – т.е. обработки сенсорной информации.
Сенсорная система включает в себя не только органы чувств, но и вестибулярную, двигательную, мышечную, болевую, тактильную, висцеральную системы. И каждая эта система отвечает за способность ребёнка познавать мир вокруг себя и внутри себя.
Достаточный уровень сенсорной интеграции ребёнка дома нужно поддерживать предметами, играми, развивающими тактильную чувствительность.
• ОРТОКОВРИКИ: должны быть в каждой семье. Наборы из любых текстур или готовые комплексы. К каждому набору прилагаются готовые игры. Коврики можно трогать руками, гладить, ползать, придумывать игровые упражнения. И обязательно – хождение босиком.
• Массажные мячи – для стимуляции нервных окончаний рук и ног малыша.
• Сенсорные корзины / коробки / мешочки – познакомьте ребёнка с новыми ощущениями. Для наполнения подойдет всё – манка, овсянка, рис, мука, макароны, фасоль, сухие завтраки (крупы можно покрасить). Бумага, ватная продукция, губочки, тряпочки, крышки, нитки. Различные жидкие материалы – вода, сливки, желе, лёд, гель, варенье. Все, что найдете на улице – листья, желуди, трава, палочки. Можно наполнять коробки по цвету (радужные и моноцветные). Использовать кинетический песок с любимыми фигурками малыша. Давать играть с лопаткой, половником, грабельками и прочими инструментами.
• Шумные баночки – пластиковые баночки с различными видами круп и мелких предметов.
• развивающие книжки из подручных материалов — фетра, пуговиц, ленточек, бусин, «молний», тканей разных фактур;
• лепка из пластилина, соленого теста, в том числе с закрытыми глазами; коробка от каши с прорезью, в которую малыш может засовывать макароны, камушки, конфеты;
• шнуровки, бусы, мозаика, игольчатый конструктор, конструктор «репейник».
Прекрасно, когда родители заботятся о развитии своего ребенка и стараются организовать для него всевозможные занятия. Но самое важное, что вы можете дать ему даже без игр – это свое тепло и прикосновения.
Объятия, массажики, поглаживания – это тоже тактильные игры. Вспомните «рельсы-рельсы» из своего детства: подобные игры не только расслабляют, успокаивают, но и сближают с родителем, укрепляют привязанность и создают чувство безопасности для малыша.
Исследования доказали, что ребенка нужно обнимать не менее 12 раз в день, вы только представьте! Обнимайтесь каждый раз, как только появится возможность!